Главная Новости

Закон о платных дорогах

Опубликовано: 12.12.2018

видео Закон о платных дорогах

НОВЫЙ ЗАКОН О СМИ ОТКЛЮЧИТ ИНТЕРНЕТ?/Декрет 1 Лукашенко уточнили/Платные дороги ДЛЯ ВСЕХ беларусов.

Сергей ВАСИЛЕНКОВ



 

Реализация системы по взиманию оплаты за проезд по федеральным автомобильным дорогам в своё время вызвала волну протестных движений, что привело к определённым уступкам в виде снижения тарифа. Однако прецедент был создан, и несмотря на то, что эффективность данного шага доказана пока лишь на бумаге, уже активно прорабатывается законопроект о расширении возможностей местных властей и введению сборов за проезд по региональным автодорогам.


Платные дороги: как работают транспондеры

 

В настоящий момент принятие этого закона в очередной раз откладывается, но, учитывая ряд объективных факторов, можно с уверенность говорить о том, что уже в ближайшие годы данная правовая норма будет реализована.

 

Формально одной из ключевых причин, определяющих необходимость введения платного проезда по региональным дорогам, было создание инструмента регулирования трафика и борьба с заторами и пробками. Разумеется, подобная версия не выдерживала никакой критики, поскольку вместо проведения реконструкций и строительства обходов предлагается взимать плату за, порой, безальтернативные маршруты движения. Виду этого наиболее распространённой ныне версией является необходимость пополнения региональных дорожных фондов с целью проведения своевременного ремонта и реконструкции. Попробуем провести комплексный анализ данного непростого вопроса, а также оценить возможные последствия и потенциально возможный эффект от принятия законопроекта.


Платные дороги

 

Объективная необходимость или попытка оперативного решения назревших проблем?

Ни для кого не секрет, что за последние годы проведена колоссальная работа по приведению федеральных автомобильных дорог в нормативное состояние, в результате чего возросла их пропускная способность, повысилось качество покрытия, а также безопасность проезда. Конечно работа в этом направлении ещё далека от своего завершения, но положительный эффект уже ощутим на всех уровнях. С целью ускорения этого процесса и была введена система оплаты проезда большегрузных автомобилей «Платон». Что, наряду с введением в строй платных участков автотрасс, привело к существенному росту стоимости перевозок, а также к увеличению интенсивности движения по альтернативным региональным дорогам.

 

Такое перераспределение трафика не могло не оказать негативное влияние на их состояние, а также на загруженность и возникновение пробок, что требует оперативного решения. Если рассматривать новую законодательную инициативу в упрощённом виде, то это аналог вышеупомянутого «Платона», только распространённый не на всю сеть региональных дорог, а только на те участки, которые местные власти посчитают наиболее загруженными.

Принимая во внимание зачастую плачевное состояние этих автодорог, взимание платы за проезд по ним кажется неуместным, однако у региональных властей альтернативного источника финансирования фактически нет. Что же касается текущего состояния, то во многом оно обусловлено тем, что обеспечение региональных дорог осуществлялось по остаточному принципу, в приоритете всегда были федеральные направления. Кроме того, их строительство осуществлялось ещё в те годы, когда нынешние осевые нагрузки грузового автотранспорта представлялись фантастической величиной и не были заложены в соответствующие нормативные документы. Это суммарно привело к тому, что текущий ремонт и замена покрытия уже не могут обеспечить многолетнее нормативное состояние региональных дорог, зачастую требуется замена слабого основания на дорогостоящие скальные породы, что сопоставимо с новым строительством.

 

Чем же обусловлена подобная инициатива? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности – в условиях сложной экономической обстановки федеральный и региональный бюджеты просто не в состоянии обеспечить интенсивное развитие транспортной инфраструктуры.

 

 

Если посмотреть на эту диаграмму, станет понятно, что на протяжении последних лет наблюдается резкий спад объёмов нового строительства, а также реконструкции автодорог, что никак не соответствует интенсивному росту автомобильного парка в стране.

 

Общественный резонанс как индикатор социальной напряжённости

Правовая грамотность граждан неуклонно растёт, ввиду чего всем понятно, что введение платного проезда коснётся всех без исключения, даже тех, кто не имеет собственного автотранспорта. Виду этого законопроект постоянно дорабатывается, в частности предлагается исключить из перечня подлежащих оплате автомобили скорой медицинской помощи, военную и коммунальную технику, автотранспорт МЧС, а также общественный транспорт.

По мнению первого заместителя председателя Комитета по транспорту Михаила Брячака, принятие подобного законопроекта носит остро негативный характер, поскольку снижает интенсивность деятельности, направленной на развитие дорожной сети, в частности он заявил:

 

- Власти не только в очередной раз полезут в карманы граждан, но и снизят активность по развитию транспортной инфраструктуры – зачем ее развивать, если можно просто закрыть въезд?

Помимо этого, в законопроекте предусмотрена возможность введения платного въезда в центральную часть любого города, а это не только перегружает и без того слабо развитую инфраструктуру общественного транспорта, но и снижает мобильность граждан, вынужденных совершать ежедневные поездки на работу.

 

Конечно, текст законопроекта включает ряд положений о необходимости предварительного создания необходимой инфраструктуры, развития общественного транспорта, системы перехватывающих парковок и велосипедных дорожек, однако стоимость этих мероприятий может превысить объёмы финансирования, необходимые для поддержания и реконструкции дорожной сети, что ставит под сомнение целесообразность принимаемых мер. В действительности мы можем столкнуться с ситуацией, когда вышеперечисленные мероприятия будут включены в программу развития дорожного фонда при условии его должной наполняемости.

 

Петр Шкуматов, как координатор общественного движения «Общество синих ведерок», высказал опасения, что создаваемый механизм может быть использован недобросовестными чиновниками с целью, в том числе и рейдерских захватов ряда предприятий, транспортная составляющая которых окажется заложником предложенного законопроекта. Кроме того, он отметил, что введение оплаты за проезд грузового автотранспорта по региональным дорогам резко ударит и по конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей, поскольку транспортировка по федеральным трассам в этом сегменте не превышает нескольких процентов от общего объёма.

 

Изменение механизмов финансирования и возможные последствия для экономики

Платный проезд, который благодаря новому законопроекту будет касаться фактически всех автомобильных дорог в стране, имеет гораздо более серьёзные макроэкономические последствия, нежели кажется на первый взгляд. Дело в том, что речь ведётся не только о наполнении дорожных фондов, которые не поспевают за бурным ростом численности автопарка, но и об изменении механизмов их финансирования. Если раньше основными источниками для инвестирования дорожного строительства были налоговые поступления, акцизы на топливо, а также федеральные целевые программы, то теперь формируется новая приходная статья, размер которой можно достаточно легко корректировать в зависимости от реальных потребностей.

 

Это опасная практика, которая совершенно не стимулирует повышение эффективности расходования средств, поскольку их поступление минует федеральный бюджет, работа с которым сопряжена со строгим аудитом соответствующих инстанций. В конечном итоге спустя всего несколько лет мы можем столкнуться с ситуацией, когда и этого сбора не будет хватать на поддержание дорог в надлежащем состоянии. Следует учитывать и то, что введение подобной системы потребует огромных инвестиций на начальном этапе, например, для размещения терминалов, приобретения соответствующего оборудования, оплаты работы специализированного персонала. А это уже отодвигает срок реального роста поступлений в фонды на 5-7 лет.

 

Конечно, на начальном этапе, последствия вряд ли окажутся столь критичны, однако аккумулированные негативные факторы приведут к потенциальному ослаблению экономических связей между регионами, поскольку товары ряда производителей ввиду роста транспортных издержек окажутся конкурентоспособны исключительно на местном рынке.

 

Валерий Солдунов, глава Всероссийского общества автомобилистов, однако, полагает, что должная реализация и правильная трактовка основных положений законопроекта позволит упорядочить интенсивность движения автотранспорта. Действительно, уже в текущей редакции предусмотрено такое понятие как «временное ограничение проезда путём введения оплаты», но механизмы, определяющие сроки и способы контроля за их соблюдением, пока не ясны. Тем не менее, Солдунов полагает, что своевременная работа надзорных органов сможет полностью предотвратить злоупотребления со стороны региональных чиновников. В реальности само понятие «временных мер» в описанной ситуации вызывает определённые сомнения, поскольку размещение элементов организации платного проезда не предусматривает их мобильности, что делает краткосрочное регулирование экономически неэффективным.

 

В качестве же негативного примера подобных законодательных инициатив наглядно выступает система платных парковок в городах, которая свелась к взиманию оплаты за уже имеющиеся машино-места вместо создания новых. Кроме того, как показала практика, снижения нагрузки добиться так и не удалось, поскольку автотранспорт для большинства граждан является необходимостью, от которой невозможно отказаться по ряду объективных причин.

 

Не стоит игнорировать и тот факт, что оплата за обустроенные федеральные трассы с достаточно хорошим покрытием, благодаря которому можно существенно сократить время в пути, вызывает гораздо меньшую социальную напряжённость по сравнению с двухполосными региональными дорогами 2-й, 3-й или даже 4-й категории, на которых регулярно случаются аварии, приводящие к возникновению многокилометровых заторов, а средняя скорость движения не превышает 70-80 км/час. Помимо этого, при отсутствии проработанных механизмов аккумулирования поступлений велика вероятность их распыления на текущее обслуживание и примитивный «латочный» ремонт обширной сети, вместо подготовки резервов для проведения работ по реконструкции наиболее проблемных участков, а также мест концентрации ДТП. Подобные опасения связаны с тем, что региональный бюджет имеет строго заданный график освоения средств и, в большинстве случаев, который не предусматривает перераспределение и накопление финансов на следующий календарный год.

 

Любая аналогичная инициатива предопределяет также необходимость увеличения численности административного аппарата, а также величины затрат не его содержание. Так, заместитель руководителя ГКУ «Центр организации дорожного движения» Александр Поляков считает, что регулированием трафика в регионах должны заниматься филиалы или организации-аналоги ЦОДД. Всё это объективно приведёт к забюрокрачиванию процесса и снижению эффективности расходования и распределения поступающих средств. Помимо этого, потребуются локальные правовые акты, регламентирующие взаимодействие муниципалитетов и оператора дорожного движения.

 

Вполне возможен и механизм привлечения коммерческих структур, занимающихся обслуживанием и ремонтом платёжной инфраструктуры, а также осуществляющей непосредственный сбор средств. В этом случае, если принимать во внимание показатели того же «Платона», необходимо закладывать показатель их прибыльности на уровне не менее 6%, что также ляжет на плечи рядового потребителя.

 

Исходя из вышесказанного, принятие подобного законопроекта является несвоевременным, поскольку его экономическая целесообразность и возможные последствия пока плохо просчитаны. Необходимо ориентироваться на показатели того же «Платона», тщательно анализировать риски и прорабатывать механизмы контроля и оценки эффективности использования поступлений. Не стоит забывать и о том, что дополнительные сборы, особенно в условиях экономического спада и падения уровня реальных доходов, могут спровоцировать серьёзную социальную напряжённость.

rss