Статьи: ювелирные украшения / Настоящая красота «ненастоящих» драгоценностей

Опубликовано: 02.09.2018

видео Статьи: ювелирные украшения / Настоящая красота «ненастоящих» драгоценностей

Ювелирные украшения
Главная  >> Статьи  >> Настоящая красота «ненастоящих» драгоценностей

С давних времен человек был подвержен магическому очарованию драгоценных камней. В силу своего удивительного воздействия на людей они были не просто дорогостоящим материалом для ювелирных изделий, а чем-то необъяснимо большим. Будучи чудесным произведением самой природы, драгоценные камни всегда обладали не только потрясающей красотой и таинственным мерцанием, но и мистической способностью завораживать своих владельцев — законных, нелегальных, случайных... Им поклонялись, за ними охотились и похищали их, из-за них люди шли на преступление и теряли рассудок. Дополнительную ценность драгоценным камням придавала их редкость. Неудивительно, что в конце концов человеку захотелось воссоздать этот природный дар собственными руками.


Ювелирные изделия

Первое упоминание о синтезе драгоценных камней относится к 1837 году — именно тогда французу Марку Гудену удалось получить первые кристаллы искусственного рубина из расплава корунда при помощи кислородно-водородной горелки. К 1869 году его коллекция уже состояла из синтетического синего сапфира, перидота, топаза, изумруда и удачной имитации алмаза. Достижения Гудена не приобрели особого промышленного значения, так как синтезированные им камни имели микроскопические размеры.


Сила украшений. Магические камни. Украшения. Ювелирные украшения. Ювелирные изделия.

Далеко вперед по сравнению со своим предшественником шагнул Огюст Вернейль, который научился получать крупные кристаллы рубинов, усовершенствовав методику плавления корунда. Аппарат, изобретенный Вернейлем, позволял за пару часов выращивать кристалл весом до 15 карат. После опубликования своих трудов и получения их высокой оценки Вернейль берется за выращивание сапфиров, в котором также достигает значительных успехов. В 1913 году его метод запатентован, после чего производство сапфиров выходит на промышленный уровень.

Первые синтетические кристаллы драгоценных камней имели округлую форму, за что получили название «були» или «бульки» (от французского boule — «шар»). В дальнейшем камни стали производиться и удлиненными, однако название прижилось и до настоящего времени используется в геммонологии.

В ХХ веке было разработано множество других методов синтеза кристаллов. Кроме рубинов и сапфиров, появляются синтетический александрит, кварц, изумруд. Синтезируются даже алмазы, но из-за дорогостоящего процесса производства цена на них устанавливается не ниже, чем на натуральные. Синтетические драгоценные камни широко применяются при изготовлении ювелирных изделий, их рынок развивается и становится весьма перспективным. Здесь следует уточнить, что искусственный рубин или изумруд отнюдь не является «дешевкой», «подделкой» или «имитацией». Его физические и химические свойства практически совпадают с характеристиками природного «прототипа». Подделки же и имитации напоминают драгоценные камни лишь по внешнему виду, на самом деле они изготовлены из стекла, пластмассы, более дешевого минерала или сплава минералов, а иногда даже просто склеены из кусочков камня. Синтетический же минерал отличить от натурального собрата на глаз невозможно, требуется проведение нескольких тестов, доступных лишь в лабораторных условиях, и это обстоятельство становится весомым аргументом в защиту «ненастоящих драгоценностей». Кстати, термин «драгоценный» специалисты употребляют лишь по отношению к натуральным камням, синтетические аналоги так называть не принято.

На создание драгоценного оригинала природа тратит тысячи и миллионы лет, а выращивание синтетического кристалла точно такого же вида занимает у человека срок от нескольких часов до нескольких месяцев. Самое главное отличие, которым характеризуются натуральные камни — это практически всегда неоднородность структуры. За многие годы роста кристалла в нем появляются микроскопические трещины и разрывы, пузырьки газа и мельчайшие посторонние частицы — все то, что еще в начале ХХ века считалось дефектами, а затем стало именоваться характерными вкраплениями и служить дополнительным подтверждением натуральности происхождения минерала.

Идеальные по структуре камни в природе тоже встречаются, хотя и крайне редко. Самыми лучшими и дорогостоящими считаются те натуральные кристаллы, в которых невозможно разглядеть ни одного дефекта даже при помощи оптики с 10-кратным увеличением. Впрочем, в истории драгоценных камней распространены случаи, когда покупатель отказывался от приобретения кристалла из-за его идеального вида, усомнившись в естественности его происхождения. В последнее время, действительно, нередко встречаются торговцы, пытающиеся выдать синтетический кристалл за натуральный и продать его по соответствующей цене. Подобные махинации являются нарушением правил ювелирной торговли, согласно которым в описании искусственного минерала или на его ценнике должно в обязательном порядке присутствовать слово «синтетический». Основное же торговое название сохраняется в соответствии с оригинальным драгоценным камнем, свойствами которого обладает искусственный кристалл.

Помимо синтезированных копий драгоценных камней, человеком созданы и минералы, аналоги которых не встречаются в природе: фианит (кубическая окись циркония), фабулит (титанат стронция), гранатоиды (алюминаты различного вида) и другие красивейшие искусственные кристаллы.

Среди любителей ювелирных изделий встречаются ярые поклонники натуральных драгоценных камней, признающие только созданные природой оригиналы, несмотря на их высокую стоимость, и считающие искусственные минералы не заслуживающим внимания суррогатом. Справедливости ради заметим, что синтетические кристаллы зачастую имеют более яркий цвет, красивый блеск и вообще выглядят более привлекательно по сравнению с натуральными аналогами. Именно поэтому количество сторонников синтезированных изумрудов, сапфиров и рубинов постепенно увеличивается. Многие люди предпочитают приобрести изделие с качественным искусственным кристаллом и любоваться его прекрасным видом, чем потратить целое состояние на оригинальный камень, внешне выглядящий ничем не лучше.

Говоря о драгоценных камнях, невозможно оставить в стороне их свойства, влияющие на человека. Из далекой древности перешли к нам знания о том, какое воздействие тот или иной минерал оказывает на своего владельца. Не секрет, что минералы носят на теле не только как украшение, но и в качестве талисманов. Например, рубин, по преданиям, дает силу и энергию, защищает от чужого негативного воздействия; сапфир излечивает от депрессии и успокаивает; алмаз обладает целительной и укрепляющей силой, и так далее. Многие любители синтетических кристаллов задаются вопросом: если искусственный камень полностью повторяет состав оригинала, то обладает ли он теми же метафизическими или лечебными свойствами? И вообще, несет ли он в себе какую-то энергетику, оказывающую влияние на человека?

Мнения на этот счет расходятся. Большинство специалистов в области минералогии отрицают наличие у синтезированных кристаллов каких-либо загадочных свойств, помимо хорошо известных науке физических и химических. Астрологи уверяют, что искусственные камни несут в себе частицу энергии человека, их создавшего, которая впоследствии будет оказывать помощь владельцу кристалла, концентрируя его силы для достижения какой-либо цели. Существует также версия о «противоположном эффекте», согласно которой синтетический двойник природного камня будет обладать свойствами, обратными тем, которые имеются у оригинала. Например, ношение на теле натурального изумруда стимулирует сердечную деятельность — следовательно, его искусственный аналог показан как средство при учащенном сердцебиении.

Если же мы обратимся за советом к психологам, то именно их вердикт, пожалуй, будет наиболее логичен с точки зрения здравого смысла. А именно: речь идет о банальном человеческом самовнушении. Другими словами, если верить, что все свойства природного минерала переходят на его синтезированную копию, то вполне вероятно, что человек в скором времени почувствует его влияние на свою жизнь. И наоборот, решив для себя, что кристалл не оказывает на него никакого воздействия, владелец просто получает удовольствие от того, что имеет возможность любоваться великолепным творением человеческих рук, созданных «с натуры» и превзошедшим эту натуру по красоте и привлекательности.

Дата публикации: 21.09.2010

rss